Лёгкий многоцелевой истребитель Saab JAS 39 Gripen
Saab JAS 39 Gripen — легкий многоцелевой истребитель, созданный шведским концерном Saab в конце 1980-хх. Основной боевой самолет ВВС Швеции созданный для замены устаревших истребителей Saab 35 Draken и Saab 37 Viggen. Аббревиатура JAS расшифровывается, как Jakt — истребитель, Attack — штурмовик, Spaning — разведчик.
При проектировании «Грипен» была поставлена задача создать самолет с основной функцией — истребитель-перехватчик, а второстепенная — возможность атаковать наземные цепи при условии, чтобы новый самолет был бы дороже Сааб-37 только на 60—65% и вдвое легче его. Компании «Сааб», «Вольво Флюгмотор», «Эриксон» и FFV организовали промышленную группу JAS для разработки нового многоцелевого самолета. В 1982 г. были подписаны контракты на создание пяти опытных самолетов JAS 39.В июне 1984 г. парламент Швеции утвердил проект JAS (истребитель, штурмовик. разведчик) по созданию боевого самолета «Грипен». Постройка первого опытного самолета JAS 39 была завершена 26 апреля 1987 г., его первый полет состоялся 9 декабря 1988 г. Во время шестого испытательного полета 2 февраля 1989 г. из-за отказа системы управления полетом опытный самолет потерпел катастрофу, так же обнаружились проблемы и с двигательной установкой RM12, которая страдала от помпажа и трещин на лопатках компрессора. Поэтому серийный самолет впервые поднялся в воздух 10 сентября 1992 г.. а не в 1990 г. как планировалось первоначально.В 1992 году был подписан официальный контракт с ВВС Швеции на 110 самолетов. Партия предполагала 96 одноместных JAS 39A и 14 двухместных JAS 39B. В 1997 году была заказана еще одна партия из 64 модернизированных истребителей модификаций C и D, эта партия была выведена в парк в период с 2002 по 2008 годы.
Gripen оказался довольно удачным самолетом и к нему стали проявлять интерес другие страны. В 1995 году шведский Saab заключил соглашение с британской British Aerospace создании совместного предприятия Gripen International по адаптации истребителя под стандарты НАТО.Предприятие прекратило существование из-за разногласий в 2004 году.В 2007 году Saab участвовала в тендере на поставки ВВС Норвегии партии истребителей нового поколения. Однако из-за возникших сложностей при расчете стоимости контракта и поставок ряда элементов завершились победой в тендере американского истребителя F-35 Lightning II. Как позже выяснилось, победа конкурента сопровождалась довольно серьезным лоббированием со стороны дипломатического корпуса США и американских поставщиков систем.
В 2007 году была начата работа над масштабной модернизацией JAS 39. Итогом стала новейшая модель Gripen NG. Самолет оснастили модернизированным двигателем General Electric F414G от F/A-18 Super Hornet, переработали компоновку баков, что увеличило количество топлива на 40%, самолет получил новейший радар Raven ES-05 с АФАР Прототип Gripen NG впервые взлетел в 2008 году.
Конструкция
JAS 39 Gripen — многоцелевой истребитель и боевой комплекс, легко адаптируемый для выполнения любых задач. Самолет выполнен по схеме утка, оснащается дельтавидным крылом, хвостового горизонтального оперения не имеет. Конструкция аэродинамически неустойчивая — для поддержания полета постоянно применяется бортовая система управления.
Самолет изначально создавался с возможностью упрощенного обслуживания и замены большой доли бортового оборудования. Это позволяет снизить эксплуатационные расходы, а так же значительно упрощает модернизации самолета. Около 67% бортовых систем самолета сделаны в Швеции и других странах Европы. Треть элементов — американские.
Одним из преимуществ истребителей Gripen является то, что Saab легко адаптирует самолеты под конкретных заказчиков, а так же дает им возможность участвовать в производстве и поставлять свои системы. Программное обеспечение самолета так же имеет открытый код и легко переписывается под требования заказчиков. Серьезным преимуществом Gripen является базовая способность к взлетам и посадкам с коротких полос, а так же обычных гражданских трасс. Для этого шасси самолета значительно усилено, а оперение при посадке переходит в вертикальное положение действуя, как аэродинамический тормоз.
Бортовая электроника
Одной из причин легкой кастомизации самолета является то, что большая часть авионики управляется единым бортовым компьютером, который может легко перепрограммироваться. Благодаря этому, программный комплекс самолета постоянно модернизируется улучшением «прошивки» самолета.
Gripen изначально создавался как часть сетецентрической армии, в которой все субъекты: самолеты, разведка, дроны, наземная техника, базы — постоянно обмениваются информацией в автоматическом режиме.
Истребители первой серии A и B оснащались радарами PS-05, созданными фирмами Ericsson и GEC-Marconi. Радары обнаруживали воздушные цели на дистанции до 120 км. Позже, радары были модернизированы, что улучшило их характеристики более чем вдвое.
Новейшие истребители серий E и F оснащаются радарами Raven ES с АФАР. Помимо РЛС, самолеты получили новые ИК-сенсоры.
Силовая установка
Все самолеты, созданные до 2014 года оснащаются двигателем Volvo RM12 — шведской модификацией GE F404. В двигатель внесено множество изменений, нацеленных на повышение надежности работы в качествен единственной силовой установки (на других самолетах двигатели F404 установлены парами). Модели JAS 39E и F оснащаются новыми F414G, имеющими на 20% большую тягу и позволяющими истребителю преодолевать звуковой барьер без форсажа (1,1 Маха с подвеской вооружения). Помимо F414G Saab рассматривает установку двигателя Eurojet EJ200 (от Eurofighter Typhoon), который можно оснастить соплом с отклоняемым вектором тяги.
Вооружение
Все истребители Gripen оснащаются бортовой 27-мм пушкой Mauser BK-27. Самолет имеет возможность применения полной номенклатуры вооружения НАТО, включая ракеты воздух-воздух AIM-9 Sidewinder, ракеты воздух-земля AGM-65 Maverick, противокорабельные ракеты RBS-15. Модернизированные самолеты так же могут оснащаться ракетами дальнего действия MBDA Meteor, ближнего действия IRIS-T, а так же высокоточными авиабомбами GBU-49.Потенциально, Gripen может оснащаться практически любым современным истребительным вооружением. Общая масса подвешенного оружия может достигать 6,5 тонн.
Модификации
- JAS 39A — базовая серийная версия, поступившая в ВВС Швеции в 1996 году. Позже были модернизированы до версии C
- JAS 39B — базовая двухместная версия. Для размещения тандемом второго пилота самолет удлинен на 0,66 м в сравнении с версией А. Применялась для проведения особых миссий и обучения экипажей.
- JAS 39C — модификация версии А, адаптированная под стандарты НАТО
- JAS 39D — двухместная модификация JAS 39C
- Gripen NG — программа глубокой модернизации. Самолеты JAS 39E и JAS39F оснащаются двигателем GE F414G, радаром Raven ES с АФАР, имеют увеличенную массу, дальность и расширенные возможности вооружения.
- JAS 39E — одноместный вариант, созданный по программе Gripen NG. Поставляется в ВВС Швеции и Бразилии (в Бразилию под индексом F-39E). Первый полет осуществлен в 2016 году.
- JAS 39F — двухместный вариант истребителя JAS 39
Тактико-технические характеристики JAS 39 Грипен
Экипаж - 1 (2) человека
Размеры
- Длина: 14,1 (14,8) м
- Размах крыла: 8,4 м
- Высота: 4,5 м
- Площадь крыла: 30 м²
- Нагрузка на крыло: 283 кг/м²
- Размах крыла: 8,4 м
- Высота: 4,5 м
- Площадь крыла: 30 м²
- Нагрузка на крыло: 283 кг/м²
Вес
- Масса пустого: 6800 (7100) кг
- Нормальная взлетная масса: 8500 кг
- Максимальная взлётная масса: 14 000 кг
- Масса полезной нагрузки: 5300 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 2000 кг
- Нормальная взлетная масса: 8500 кг
- Максимальная взлётная масса: 14 000 кг
- Масса полезной нагрузки: 5300 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 2000 кг
Двигатель
- Вольво Аэро RM12
- максимальная тяга: 1×5100 кгс
- тяга на форсаже: 1×8160 кгс
- Тяговооружённость: 0,97
- максимальная тяга: 1×5100 кгс
- тяга на форсаже: 1×8160 кгс
- Тяговооружённость: 0,97
Скорость
- Максимальная скорость на большой высоте: ~ 2200 км/ч (M=2,0)
- Скороподъёмность: 255 м/с
- Скороподъёмность: 255 м/с
Дальность полета
- Перегоночная дальность, км 3.500
- Боевой радиус: 800 км
- Боевой радиус: 800 км
Практический потолок - 15 240 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3/+9 g
Вооружение
Пушечное: 1 × 27-мм Mauser BK27 (боезапас — 120 снарядов)
Ракеты «воздух—воздух»:
- 6 × Rb.74 (AIM-9) или Rb 98 (IRIS-T)
- 4 × Rb.99 (AIM-120) или MICA
- 4 × Rb.71 (Skyflash) или Meteor
- 6 × Rb.74 (AIM-9) или Rb 98 (IRIS-T)
- 4 × Rb.99 (AIM-120) или MICA
- 4 × Rb.71 (Skyflash) или Meteor
Ракеты «воздух—поверхность»:
- 4 × Rb.75
- 2 × KEPD-350
- 2 × Rbs.15F (противокорабельная ракета)
- 4 × Rb.75
- 2 × KEPD-350
- 2 × Rbs.15F (противокорабельная ракета)
Бомбы:
- 4 × GBU-12 Paveway II
- 2 × Bombkapsel 90 (кассетная бомба)
- 8 × Mark 82
- 4 × GBU-12 Paveway II
- 2 × Bombkapsel 90 (кассетная бомба)
- 8 × Mark 82
Комментариев нет:
Отправить комментарий